| Верховный Суд Удмуртии подтвердил отказ в возврате 4,7 млн рублей, перечисленных на единый налоговый счет третьим лицом | версия для печати |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики рассмотрела апелляционную жалобу налогоплательщика на решение Завьяловского районного суда от 16 марта 2026 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска к Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике о признании незаконными решений налогового органа и возврате денежных средств. Суд установил, что в марте 2019 года ООО «ПКО-Энергия» перечислило на единый налоговый счет административного истца 4 500 000 рублей с указанием его в качестве получателя. В дальнейшем с этого счета автоматически производилась плата по обязательным платежам и уплата налогов, а остаток сформировался в размере 4 771 071 рубль. В 2025 году налогоплательщик обратился с заявлением о возврате указанной суммы, однако налоговый орган отказал в связи с отсутствием положительного сальдо на едином налоговом счете. Истец обжаловал это решение в вышестоящий налоговый орган, а затем — в суд. Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из того, что с момента внесения денежных средств прошло более трёх лет, в связи с чем они не учитываются при определении сальдо единого налогового счета и не являются излишне уплаченными в силу прямого указания Федерального закона № 263-ФЗ. Кроме того, суд признал действия налогоплательщика недобросовестными, направленными на обход законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём. Апелляционная инстанция поддержала выводы районного суда. Судебная коллегия указала, что возврату подлежат только средства, формирующие положительное сальдо единого налогового счета. В соответствии с законом № 263-ФЗ денежные средства, поступившие до 31 декабря 2019 года (за три года до 31 декабря 2022 года), не признаются излишне уплаченными и не входят в состав единого налогового счета, а значит, не могут образовать положительное сальдо. Поскольку спорный платёж был совершён в 2019 году, у налогового органа отсутствовали правовые основания для возврата. Кроме того, коллегия отметила, что административный истец не доказал наличие излишне уплаченной суммы в размере 294 000 рублей (разница между заявленными 4 771 071 рублём и фактическим остатком на дату обращения). Также суд подтвердил, что налогоплательщик, использовавший механизм возврата для обхода требований Федерального закона № 115-ФЗ, не вправе претендовать на гарантии, предоставляемые добросовестным участникам налоговых правоотношений. Верховный Суд Удмуртской Республики оставил решение Завьяловского районного суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционное определение вступило в законную силу со дня его вынесения. |
|